Банкротство учреждений

Банкротство некоммерческих организаций – причины ликвидации и детали процедуры

Банкротство учреждений

Законодательство Российской Федерации довольно четко объясняет, как происходит банкротство любой коммерческой организации, однако с организациями некоммерческого плана дела обстоят несколько сложнее. Существует ряд некоммерческих организаций, которые вообще не могут пройти процедуру банкротства.

К ним относят:

  • партии политической направленности;
  • организации, ориентированные на религиозную деятельность;
  • учреждения, находящиеся под управлением государства и некоторые другие.

Несмотря на то, что не все некоммерческие организации допускаются до процедуры банкротства, для части из них она все же возможна. В этом случае банкротство будет иметь ряд своих особенностей.

Прекращение деятельности

Некоммерческая организация может прекратить свое существование на основании добровольных начал или через принуждение.

Добровольно организация некоммерческого типа может закрыться, если так решили ее учредители. Чаще всего причины добровольного закрытия – это прекращение срока действия организации или достижение всех поставленных целей.

Фонды, являясь некоммерческими организациями, не могут закрываться без одобрения арбитражного суда, то есть добровольно. Банкротство некоммерческой организации в этом случае требует наличия подтверждающей документации от всех заинтересованных, иначе процедуру будет невозможно начать.

Фонды прекращают свою деятельность в следующих случаях, установленных законодательно:

  • фонду не хватает имущественного снабжения, чтобы реализовать свои цели, а получить имущество в достаточном количестве возможности нет;
  • невозможно достигнуть цели или изменить ее;
  • производство на организации идет не в соответствии с уставом;
  • некоторые другие случаи, описываемые в федеральных законах.

Если ликвидация организации происходит принудительно, поводы могут быть следующие:

  • деятельность организации противоречит уставу;
  • организация нарушает права юридических или физических лиц своей деятельностью;
  • в деятельности допущены ошибки, которые невозможно исправить;
  • присутствует систематическое нарушение законов.

Предпосылки ситуации

Ранее некоммерческие организации не могли проходить через процедуру банкротства, однако с недавнего времени их тоже может коснуться несостоятельность. Поправки в закон были внесены только в 2012 году.

Обращение в суд

В суд может обратиться как представитель организации, имеющий для того полномочия, так и кредитор, требующий возмещения потерянных средств. Рассмотрением дел занимается арбитражный суд.

Процесс банкротства некоммерческой организации включает в себя стандартные пять стадий, характерных для любой процедуры банкротства, начиная от наблюдения и заканчивая финансовым оздоровлением.

Возможно решить вопрос до обращения в суд, сразу заключив мировое соглашение или проведя санацию организации в целях ее восстановления.

Отсылки к закону и документам

Если внимательно знакомиться с 165 статьей Гражданского кодекса РФ, становится понятно, что некоммерческой организацией могут считаться юридические лица.

Любое юридическое лицо, представляющее организацию некоммерческого типа, может подвергаться процедуре банкротства, исключая предприятия, имеющие статус казенных.

Процедура банкротства регламентирована в ФЗ  «О несостоятельности», который был принят в 2002 году 26 октября. На основании этого закона не все организации некоммерческого типа могут признаваться банкротами.

30 статья Федерального закона дает учредителям право предпринимать какие-либо меры, чтобы избежать банкротства, если это возможно.

Помимо перечисленных законов стоит руководствоваться также арбитражным процессуальным кодексом, который действует с 2002 года и постановлением Правительства РФ, которое действительно с 2004 года.

Требования

К некоммерческой организации, если ей предстоит пройти процедуру банкротства, предъявляется ряд особых требований. В этом случае мало неспособности организации заплатить по долгам кредиторам.

Обязательное условие для начала процедуры банкротства – это наличие в собственности у некоммерческой организации какого-либо имущества, которое может подвергнуться взысканию. Имущество организации должно быть обособленным. Это значит, что организация вправе распоряжаться этим имуществом.

Именно из-за обособленности имущества банкротство не может распространяться на заводы казенного типа. В этом случае ответственность за них несет государство.

Важным элементом банкротства некоммерческой организации является очередность удовлетворения требований. Таким образом, удается не только заплатить долги кредиторам, но и обеспечить защиту интересов работников организации.

Этапы ведения дела

Если рассматривается дело о банкротстве некоммерческой организации, используются следующие этапы, традиционные для любой процедуры банкротства:

НаблюдениеВедется анализ финансового положения и деятельности организации, сохраняются все активы заемщика.
Финансовое оздоровлениеИдет погашение задолженностей перед кредиторами по расписанию, которое предоставляется судом, за ходом погашения следит управляющий, носящий название арбитражного.
Внешнее управлениеВыбирается новый управляющий организацией и, если есть возможность, проводит ряд оздоровительных мероприятий.
Конкурсное производствоС него обычно начинается процесс ликвидации, заключается в распродаже имущества должника через открытые торги с последующим закрытием долговых обязательств перед кредиторами.

Итог конкурсного производства – это запись в реестре о ликвидации должника, как юридического лица и полное прекращение его деятельности.

Важно помнить, что на любом этапе есть вероятность как восстановления платежеспособности должника, что является основанием для закрытия дела о банкротстве, так и заключения мирового соглашения.

Суть мирового соглашения зависит от его условий и разнится от случая к случаю

Правила банкротства некоммерческих организаций

Банкротство некоммерческих организаций подчинено ряду специфических правил, о которых необходимо помнить. В основном правила не отличаются от основной процедуры, применяемой к коммерческим организациям, но ряд нюансов все же имеется.

Сроки и обязательства

На погашение долговых обязательств перед началом дела о банкротстве некоммерческой организации выделяется три месяца.

После начала конкурсного производства управляющему дается ровно год на реализацию имущества должника. В ряде случаев можно продлить этот срок с помощью обращения в арбитражный суд. Максимальная длительность срока продления составляет еще 6 месяцев.

На организацию после начала процедуры конкурсного производства накладываются следующие обязательства:

  • необходимо будет расплатиться со всеми долгами, включая текущие;
  • необходимо проследить, чтобы на организацию более не накладывались никакие финансовые санкции, усугубляющие ее положение;
  • необходимо снять конфиденциальность с дел компании, объявив о ее финансовом положении.

Последнее обязательство позволяет сформировать конкурсную массу, на основании которой будут вестись торги за имущество.

Закрытие и ликвидация

Ликвидация любой некоммерческой организации из-за банкротства идет обычно в три основных этапа.

Во-первых, принимается решение о закрытии организации и формируется комиссия по ликвидации. В ходе организации комиссии, которая будет заниматься процессом, выбирается ликвидатор.

После того как решение вступает в силу, ликвидируемая организация обязана в кратчайшие сроки сообщить о процессе в Единый государственный реестр.

Помимо реестра организация обязана уведомить о начатом процессе ближайший территориальный орган, занимающийся регистрацией.

Документы о ликвидации выдаются на руки через 2-3 месяца после того, как процесс будет запущен. Все это первый этап ликвидации.

На втором этапе заканчивается подготовка и начинается сама ликвидация.

Второй этап состоит из трех основных действий:

  • необходимо сообщить СМИ, что организация ликвидирована;
  • обязательно уведомляются о ликвидации кредиторы должника;
  • утверждается предварительный ликвидационный баланс.

По результатам последнего, третьего этапа происходит полный расчет с кредиторами, подводится итоговый ликвидационный баланс и учреждение проходит регистрацию о своей ликвидации.

Ситуация с долгами

После того, как процесс ликвидации полноценно начат, кредиторы должны в полном объеме предоставить свои требования ликвидационной комиссии. Им отводится на это срок в два месяца с момента публикации информации о ликвидации. Если в течение ликвидации погасить долги не удалось, стоит говорить о неспособности должника удовлетворить денежные требования.

Банкротство градообразующих предприятий местная власть должна предотвратить всеми силами. Должна быть создана специальная комиссия, которая предотвратить ликвидацию.

Описание этапов банкротства и ликвидации юридического лица вы найдете на этой странице.

Новые отзывы о банкротстве физических лиц в 2019 году мы собрали здесь.

Если до завершения ликвидации кредитор подаст исковое заявление, должника можно будет привлечь к субсидиарной ответственности. Если кредитор не подал заявление во время ликвидации, он рискует остаться без удовлетворения своих требований, что необходимо иметь в виду.

Кредитор, не подавший заявление о субсидиарной ответственности, остается без удовлетворения своих требований на том основании, что после ликвидации с должника официально снимаются все долговые обязательства. Также в этот период он теряет свои права и снимает с себя все обязанности.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: http://calculator-ipoteki.ru/bankrotstvo-nekommercheskih-organizacij/

Банкротство государственного учреждения

Банкротство учреждений

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Особенности банкротства МУП

Дело о несостоятельности юр. лица может инициироваться самой организацией, ее должниками, также уполномоченными органами (например, ФНС).

При первом варианте такое решение принимается ее управляющим. В случае с унитарными предприятиями это делается обычно их собственниками.

Владелец чаще всего решает устранить предприятие, а в процессе уже находится его несостоятельность.

После этого руководителю МУП (ликвидирующей его комиссии) поручается приготовить и подать заявление о банкротстве.

Несостоятельность ГУП либо МУП осуществляется при наличии установленным особым законодательством основаниям.

Предпосылкой банкротства юр. лиц, как было обозначено выше, является невозможность ублажение требований всех кредиторов.

При том законодательством инсталлируются аспекты неспособности выполнения должником собственных обязанностей.

Для выявления признаков несостоятельности принципиально учесть срок неисполнения обязательств, также их размер.

Рассмотрение определения банкротства и его составляющее. Предпосылки появления, виды и последствия, как для самого юридического лица, так и для кредиторов. Санация как метод предотвращения банкротства. Цель и основания для проведения сенсационных мер

Студенты, аспиранты, юные ученые, использующие базу познаний в собственной учебе и работе, будут для вас очень признательны.

В третьей главе все внимание концентрируется на банкротстве и санации муниципальных компаний, и их особенностях.

В заключении суммируются главные выводы исследования, и подводится общий результат.

Такие процедуры могут рассматриваться как порядок ликвидации организации.

Предпосылки банкротства бывают как внутренние, так и наружные.

— Недостающая квалификация управления компании,

— Неспособность управления вовремя и верно реагировать на конфигурации в экономике,

— Ошибки в производственно-технической политике, и в выборе стратегии развития фирмы,

— Неумение мобилизовать и мотивировать коллектив на выполнение намеченных целей.

— возможность погасить долги с отсрочкой и спасти фирму от ликвидации;

— возможность рассчитаться с кредиторами раз и навечно и начать новое дело;

— возможность отвоевать своё и достигнуть от должника невыплаченных средств легитимным путём.

— процедура ликвидации конторы через несостоятельность, как говорилось ранее, очень долгая и может затянуться на годы;

— несостоятельность компании обходится дороже, ежели все другие виды ликвидации компании.

2. Если предприятие без помощи других обращается в арбитражный суд, заявляя о банкротстве и предлагая провести санацию.

3. Если решение о санации выносится арбитражным трибуналом для ублажения требований предприятия-должника и кредиторов.

В 2-ух последних случаях санация осуществляется при условии согласия собрания кредиторов со сроками выполнения их требований на перевод долга.

Зависимо от глубины кризиса юридического лица и критерий предоставления ему наружной помощи, различают два вида санации, любая из которых имеет ряд форм.

— Государственное льготное кредитование (отличается от предшествующей виды только возвратимым нравом).

— Муниципальная гарантия коммерческим банкам по кредитам, выданным санируемому предприятию (при отсутствии средств на прямое финансирование).

— Мотивированной банковский кредит (осуществляется коммерческим банком после кропотливого аудита и при больших ставках процента по нему из-за риска).

— Перевод долга на иное юридическое лицо (юр-ое лицо, пожелавшее принять роль в санации должника, но с согласия кредиторов).

— Реструктуризация короткосрочных кредитов в длительные (с увеличением процентных ставок).

— Отсрочка погашения облигаций компании (такое решение может быть принято большинством инвесторов-кредиторов юридического лица).

— Собственники компании (в том числе и муниципальные органы — по компаниям гос. виды принадлежности).

— Коммерческий банк, осуществляющий сервис компании.

1. Определение необходимости и способности проведения санации.

9. Мониторинг реализации мероприятий бизнес-плана санации.

— Наступательная концепция обычно бывает ориентирована на диверсификацию, резвое окончание начатых вкладывательных проектов, выход на новые рынки.

— Государственное льготное кредитование (отличается от предшествующей виды только возвратимым нравом).

— Муниципальная гарантия коммерческим банкам по кредитам, выданным санируемому предприятию (при отсутствии средств на прямое финансирование).

— Мотивированной банковский кредит (осуществляется коммерческим банком после кропотливого аудита и при больших ставках процента по нему из-за риска).

— Перевод долга на иное юридическое лицо (юр-ое лицо, пожелавшее принять роль в санации должника, но с согласия кредиторов).

— Реструктуризация короткосрочных кредитов в длительные (с увеличением процентных ставок).

— Отсрочка погашения облигаций компании (такое решение может быть принято большинством инвесторов-кредиторов фирмы).

— Приватизация. В этой порядке санируются только муниципальные юридического лица. Условия и виды приватизации регулируются системой законодательных актов.

4. Выбор виды санации. Утвержденная форма санации охарактеризовывает механизм, при помощи которого достигаются ее главные цели.

5. Подбор санатора. Осуществляется исходя из избранной виды санации (время от времени на основании конкурса бизнес-планов санации).

— Собственники фирмы (в том числе и муниципальные органы — по компаниям гос. виды собственности).

— Коммерческий банк, осуществляющий сервис юридического лица.

— Посторонние хозяйствующие субъекты — юридические лица.

— Система предлагаемых мероприятий по денежному оздоровлению юридического лица.

7. Расчет эффективности санации. Этот расчет позволяет найти необходимость всего порядка санации, оценить ее другие виды.

Эффективность санации определяется путем соотнесения результатов (эффекта) и издержек на ее воплощение в каждой из предлагаемых форм.

3.Несостоятельность и санация муниципальных учреждений

Нужно все таки возвратиться к теме с более объективным подходом.

Совместно с тем несостоятельность может быть намеренным либо фиктивным, потому что таковой вид банкротства преследуется законом.

Дела несостоятельности появляются и прекращаются на основе судебного акта. По нраву отношений они являются имущественными и организационными.

Источник: https://bankrot2018.ru/bankrotstvo-gosudarstvennogo-uchrezhdenija/

Банкротство некоммерческих организаций

Банкротство учреждений

Согласно действующему законодательству признавать свою финансовую несостоятельность в судебном порядке могут не только коммерческие фирмы, но и организации некоммерческого типа. В большинстве случаев они имеют правовую форму юридического лица, но допускается также статус индивидуального предпринимателя.

Виды некоммерческих организаций

Под некоммерческой подразумевается организация, деятельность которой преследует выполнение социальных, гражданско-правовых или благотворительных целей. При этом подобные учреждения не занимаются извлечением прибыли (согласно статье 116 Гражданского кодекса, доход в организации возможен, но тратить его должны только на цели, связанные с ее деятельностью).

Перечень организаций, которые являются некоммерческими, строго регламентирован законодательством. К ним относятся:

  1. потребительские кооперативы (жилищные, садоводческие, кредитные и т.д.)
  2. общественные организации (политические партии, профсоюзы и т.д.);
  3. ТСЖ;
  4. фонды;
  5. религиозные организации.

С полным перечнем можно ознакомиться в статье 50, пункте 3 Гражданского кодекса РФ. При этом время от времени принимаются поправки, которые дополняют или сокращают список некоммерческих организаций.

Причины банкротства

Банкротство некоммерческой организации наступает в том случае, когда она не может выполнять своих обязательств перед кредиторами. Долги могут быть перед физическими, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или же государственными организациями.

Несостоятельность в данном случае ведет к прекращению деятельности организации, поэтому конечной целью процесса является ликвидация.

Чтобы инициировать процесс банкротства, необходимо обратиться в арбитражный суд в регионе, в котором зарегистрирована некоммерческая организация. Право подавать соответствующее заявление имеют:

  1. директор организации
  2. кредиторы
  3. представители государственных учреждений.

Истцом будет выступать тот, чье заявление будет зарегистрировано первым. Остальные стороны станут ответчиками по делу.

Принято заявление будет только в том случае, если:

  1. общий долг организации перед кредиторами превышает 300 тысяч рублей;
  2. юридическое лицо не может удовлетворить требования кредиторов на протяжении 90 дней с момента, установленного для этого срока.

Основы законодательства

Перед тем как обращаться в судебную инстанцию, необходимо разобраться с основами законодательства, согласно которому проводится признание несостоятельности некоммерческой организации.

Право руководителей данной категории юридических лиц признавать свое банкротство указано в пункте 1 статьи 65 Гражданского кодекса. Основным нормативно-правовым актом в данном процессе становится общий закон «О несостоятельности» от 2002 года.

Кроме того, принимаются во внимание некоторые положения ФЗ №7 «О некоммерческих организациях» от 1996 года и ФЗ № 129 «О государственной регистрации юридических лиц и ИП» от 2001 года.

Следует уточнить, что в законодательстве имеется масса неточностей и подводных камней, касательно данного вопроса, поэтому в практически идентичных случаях суд может принимать кардинально отличающиеся решения. Чтобы завершить процедуру с максимальной выгодой, рекомендуется обращаться за помощью к профессиональным юристам.

Стадии процесса

Банкротство некоммерческой организации с долгами преследует конечной целью ликвидацию, поэтому процедура проводится в два этапа: наблюдение и конкурсное производство, причем первый этап имеет формальный характер.

Временный управляющий н стадии наблюдения установит, законны ли действия руководства организации. Если нарушений законодательства не обнаружено, то процедура перейдет в этап конкурсного производства.

Заключительная стадия подразумевает опись имущества, его оценку, а затем реализацию на торгах. Изъятию подлежит все имущество некоммерческой организации. Никаких исключений законодательством не установлено.

Полученные от продажи имущества средства будут направлены на удовлетворение требований кредиторов, в порядке очередности.

Ответственность руководства некоммерческих организаций

Когда признаются банкротом некоммерческие организации, руководство нередко привлекается к ответственности:

  1. административной;
  2. субсидиарной;
  3. уголовной.

Административная ответственность наступает в том случае, когда руководители организации отказываются содействовать арбитражному управляющему, не предоставляют отчетность и т.д. Размер штрафа варьируется от 50 до 100 тысяч рублей, в зависимости от степени нарушения.

Субсидиарная ответственность – это возможность изъятия личного имущества руководителя некоммерческой организации. Добиться этого можно только в том случае, если будет доказано, что он причастен к ухудшению финансовых показателей юридического лица.

Уголовная ответственность предусмотрена за фиктивное и преднамеренное банкротство. Если руководитель пытается признать организацию финансово несостоятельной, в то время когда она платежеспособна, или же если она была обанкрочена намерено, виновным в этом лицам грозит до 6 лет лишения свободы.

Источник: https://bankrothelp.ru/arbitrazhnoe-upravlenie/bankrotstvo-nekommercheskikh-organiza.html

Банкротство бюджетных учреждений

Банкротство учреждений

Банкротство – это несостоятельность должника выполнять свои долговые обязательства. Им может быть и юридическое лицо, и лицо физическое. Признать должника банкротом может по законам РФ только Арбитражный суд.

Сделать это возможно при выполнении трёх основных условий:

  • наличие денежного долга от 100000 рублей для предприятий и учреждений, от 10000 рублей для граждан и предпринимателей;
  • если должник на протяжении трех месяцев не выполняет обязательства по займу;
  • сумма задолженности должна быть большей, чем стоимость имущества должника.

Банкротство предприятий и учреждений в России

Банкротство предприятий и учреждений в Российской Федерации регламентируются законами о банкротстве. До недавнего времени банкротом можно было признать любое юридическое лицо, предприятие или учреждение любой формы собственности, кроме казенных.

8 мая 2010 года был принят закон N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

По этому закону проводится реформа бюджетных учреждений, главной особенностью которой является предоставление им права заниматься коммерческой деятельностью, и получаемую от неё прибыль использовать по своему усмотрению.

Это расширяет права учреждений, даёт им большую финансовую свободу и способствует развитию и улучшению качества оказываемых населению услуг.

Федеральный Закон N 83-ФЗ. Особенности его применения

В соответствии с этим законом все бюджетные учреждения РФ могут иметь различную степень финансовой свободы. Она будет зависеть от эффективности управления дирекции предприятий своими денежными ресурсами.

Бюджетное подразделение может относиться к одной из трёх регламентированных законом форм:

  • автономная;
  • бюджетная;
  • казенная.

Это не означает, что одни учреждения получают преимущества перед другими. По финансовым результатам своей деятельности они могу изменять эту форму. Хорошо сработало бюджетное учреждение по итогам финансового года, оно становится автономным. Сработали плохо – переходят в разряд казенных. И наоборот.

Законом предусматривается усиление ответственности первых руководителей за результаты коммерческой деятельности вверенных им предприятий и учреждений.

Например, если задолженность учреждения бюджетной формы выше установленного норматива, то законом предусматривается императивное требование увольнения руководителя.

Особенности и отличия форм новых бюджетных учреждений

Самая финансово независимая – автономная форма (АУ). Она даёт возможность предприятиям самим формировать заказы для своей деятельности и позволяет открывать счета в коммерческих банках.

Бюджетная форма (БУ) ограничивает свободу размещения заказов и разрешает иметь счет только в Федеральном казначействе.

Казенная организационная форма (КУ) учреждения имеет самую жесткую регламентацию хозяйственной деятельности. Её финансирование осуществляется в полном соответствии с бюджетом. Обычно к ней относятся учреждения министерства обороны и государственной пенитенциарной системы и все доходы, полученные КУ

Все три эти формы предполагают одно: собственником их является государство в лице Федеральной власти либо муниципальной. И либерализация их финансовой деятельности совсем не исключает финансирование их из бюджета.

Бюджет по-прежнему остается главным источником нормального функционирования таких организаций. Закон лишь создал условия для более гармоничного их развития.

Изменился только порядок участия государства в финансировании учреждений. Лишь для казенных он остался прежний. А предприятия автономной и бюджетной формы по новому закону финансируются в форме субсидий на основе Госзадания.

Бюджетное учреждение

Что относится к бюджетным учреждениям? По российскому законодательству это организации, которые создали сами органы государственной власти для научно-технических, культурных, социальных и прочих некоммерческих видов деятельности.

Они финансируются из средств бюджета государственного или местного и бывают двух типов:

  •  государственные;
  •  муниципальные.

С появлением нового закона, регламентирующего их деятельность, возникли опасения, что директора при получении финансовой свободы заиграются в самостоятельность. И это может привести их к банкротству. Особенно это касается учреждений автономной правовой формы администрирования.

У них по новому законодательству:

  • расширены права по распоряжению имуществом;
  • упрощен порядок пользования бюджетными средствами;
  • появилась возможность привлечения внебюджетных источников;
  • возникают новые связи и ответственность перед новыми партнерами;
  • меняется форма взаимодействия с учредителем, которым является государство.

Может ли обанкротиться бюджетное учреждение?

Возможно ли, что бюджетные учреждения, получив привилегии от государства, разорятся, пойдут с молотка, будут отданы в частные руки? Сам закон N 83-ФЗ и другие нормативные акты РФ категорически исключают такие риски.

Хотя, на этапе принятия закона, по этому поводу были серьезные споры специалистов. Ни одно дело о банкротстве в судебной практике пока не зафиксировано. Значит механизм, заложенный в законах, работает.

В чем же он состоит?

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации (часть 4, статья 61) банкротство бюджетных учреждений невозможно. Они являются государственными учреждениями и не могут быть учреждениями частными.

Распоряжаться их собственностью может только учредитель, а учредителем в данном случае является государство либо в лице федеральной власти, либо власти местной, муниципальной.

Хозяйственную деятельность учреждений бюджетной и казенной формы управления государство может контролировать посредством Федерального казначейства, где они только и имеют право держать счета. А механизм смены этой формы и персональной ответственности руководителя за ухудшение результатов способствует мобилизации внутренних ресурсов и недопущению скатывания до уровня банкрота.

Алгоритм, дающий возможность не допустить банкротство муниципального бюджетного учреждения  форм БУ и КУ, состоит в следующем:

  • контроль за состоянием финансовой дисциплины БУ и КУ через казначейство;
  • персональная ответственность руководителя и жесткое наказание – снятие с работы;
  • возможность перевода учреждения из одной его формы в другую.

Как не допустить банкротства автономного учреждения?

Законом специально оговаривается понятие крупных сделок. Совершение их возможно лишь с согласия учредителя. Любая сделка, которая может сорвать выплату зарплат работникам учреждения, считается крупной. Ведь зарплаты – самая большая статья расходов бюджетных учреждений.

Государство, через системы субсидий финансируя АУ, тоже является для него кредитором. Постановление 257 Правительства РФ от 29 мая 2004 года дает возможность контролировать движение финансов автономных учреждений и позволяет вовремя предотвратить ситуацию, угрожающую ему банкротством. Казначейство сообщает о проблеме учредителю, а тот уже принимает меры.

Государство, являясь учредителем АУ, определяет состав ценного имущества, которое в случае банкротства может быть отчуждено в пользу кредиторов. Оно не может решать, на какие нужды можно потратить заработанные учреждением деньги, но имеет достаточное влияние, чтобы не допустить его банкротства.

Смена формы бюджетного учреждения

По результатам финансовой работы любое новое бюджетное учреждение может быть переведено с одной формы управления на другую.

Этот перевод осуществляется решением соответствующего органа власти:

  • правительством РФ для учреждений федерального подчинения;
  • высшей исполнительной властью субъекта РФ для предприятий субъектов РФ;
  • администрацией местного самоуправления для муниципальных учреждений.

Смена типа учреждения – это не его реорганизация, а лишь изменение степени его финансовой самостоятельности. Этот процесс не требует существенных  организационных затрат. Нужно лишь внести изменения в учредительные документы.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: http://1likvidaciya.ru/likvidacija-i-bankrotstvo/bjudzhetnyh-uchrezhdenij.html

Процедура банкротства предприятия: этапы, сроки и цели. Процедуры банкротства

Банкротство учреждений

Перед тем, как начать детально разбирать этапы процедуры банкротства предприятия, нужно определить, что из себя представляет банкротство как правовое явление. Если же читателя интересуют не теоретические вопросы, а цена или другие нюансы банкротства юридических лиц, то используйте любую из форм обратной связи на сайте.

Термин «банкротство» происходит от итальянских слов bancа и rottа, что дословно означает «сломанная скамья».

Этот термин возник в средневековой Италии, где ростовщики, осуществлявшие свою деятельность в людных местах на скамьях, ломали их, если разорялись.

В соответствии с современным российским законодательством, а именно с Федеральным Законом «О несостоятельности (банкротстве), банкротство можно рассматривать в двух понятиях:

  • банкротство – как юридический факт, неспособность физического лица или организации погасить задолженность, рассчитаться по своим долгам перед кредиторами в связи с отсутствием средств, разорением.
  • банкротство – как судебная процедура, которая вводится арбитражным судом по заявлению либо самого должника, либо его кредитора. Порядок введения данной процедуры регламентирован соответствующими нормативно-правовыми актами, основным из которых является Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».

Хочется сразу сделать оговорку, что в данной статье речь пойдет только о банкротстве организаций (юридических лиц), поскольку банкротство физических лиц, несмотря на то, что оно предусмотрено в законе, в нашей стране пока не реализуется из-за отсутствия проработанных правовых механизмов.

В настоящее время в Государственной думе находится соответствующий законопроект, который призван более детально урегулировать отношения между заемщиком – физическим лицом и кредитором-организацией (речь идет прежде всего о неспособности вернуть задолженность по банковскому кредиту). Однако эти вопросы будут рассмотрены в отдельной статье.

В 2015 году банкротство физических лиц было введено, но по состоянию на 2016-2017 годы работоспособность механизма вызывает сомнения по ряду причин. 

Чаще всего банкротство организации наступает из-за неспособности погасить долг, возникший вследствие ведения хозяйственной деятельности, заключения гражданско-правовых договоров или из-за неуплаты обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

Суть процедуры банкротства заключается следующем: если организация не в состоянии рассчитаться по своим обязательствам перед контрагентами, она либо предоставляет свое имущество кредиторам для реализации в счет долга, либо в отношении нее вводятся специальные процедуры, направленные на улучшение финансового состояния и восстановление платежеспособности для последующего погашения задолженности.

Для признания должника банкротом необходимо, чтобы компания обладала предусмотренными законом признаками банкротства. Таких условий два: у компании должна быть задолженность не менее 300 000 рублей, а просрочка платежа составлять более трех месяцев с момента, когда обязанность по оплате должна была быть исполнена.

Процедура банкротства начинается с заявления о признании должника банкротом. Заявление может быть подано самой компанией, которая таким образом в добровольном порядке объявляет себя банкротом, либо одним или несколькими из ее кредиторов, в качестве крайней меры вернуть свои денежные средства.

Образец заявления о признании должника банкротом по общей процедуре(от кредитора)

Образец заявления о признании ликвидируемого должника банкротом

Стоит отметить, что процедура банкротства может использоваться как противоправное средство ухода от своих обязательств, введения контрагентов в заблуждение, также может применяться с целью сокрытия хищения имущества организации. Такое банкротство квалифицируется как фиктивное банкротство, и является уголовно наказуемым.

Кроме этого, в Уголовном кодексе и Кодексе об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за преднамеренное банкротство– действия (бездействия) руководителя, участника организации, которые причиняют ущерб компании и приводят к несостоятельности.

После принятия заявления о признании должника банкротом арбитражный суд рассматривает обоснованность такого заявления, а именно проверяет наличие вышеуказанных признаков банкротства.

Убедившись, что требования кредиторов не удовлетворены на момент данного судебного заседания, суд вводит наблюдение – одну из четырех процедур, которые предусмотрены законом о несостоятельности (банкротстве).

Наблюдение не вводится и заменяется конкурсным производством в случае, когда подано заявление о банкротстве компании, находящейся в стадии ликвидации.

Процедура “Наблюдение”

По общему правилу процедура наблюдения длится 7 месяцев. Ее главными задачами являются – принять эффективные меры по сохранению имущества должника.

Сохранность этого имущества – ключевой фактор, который необходим для анализа финансового состояния несостоятельной компании и в дальнейшем принятия решения относительно справедливого удовлетворения требований кредиторов, а также будущего организации.

Для наиболее эффективного и независимого анализа финансового состояния организации, а также в целях ее управления на период процедуры наблюдения, суд назначает временного управляющего.

Цель анализа финансового состояния – выяснить возможно ли восстановление платежеспособности данной организации, погасить кредиторскую задолженность, определить достаточность имеющихся активов для покрытия судебных расходов, задолженностей по зарплате сотрудникам должника.

Другой важной задачей процедуры наблюдения является составление реестра требований кредиторов. Каждый кредитор с момента введения процедуры наблюдения направляет свои требования временному управляющему и в арбитражный суд. Таким образом, выясняется общее количество кредиторов должника и характер их требований.

Каждое требование кредитора суд рассматривает отдельно, проверяет обоснованность их требований и выносит определение о включении или об отказе во включении в реестр. Юристы ЮК Антанта оказывают услугу по включению в реестр кредиторов должника физических и юридических лиц.

 Кредиторы, заявившие свои требования в течение 30 дней со дня опубликования сообщения о введении процедуры наблюдения и включенные в реестр требований кредиторов, имеют право участвовать в первом собрании кредиторов. Требования кредиторов, пропустивших этот срок, рассматриваются в следующей процедуре, после наблюдения.

Также такие кредиторы не имеют права голоса на первом собрании кредиторов.

Образец требования о включении в реестр кредиторов

Проведение первого собрания кредиторов – это еще один важный этап процедуры наблюдения.

На этом собрании решается дальнейший ход процедуры банкротства, а именно прорабатываются следующие вопросы: какая из дальнейших процедур будет введена после наблюдения (финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство), есть ли возможность заключить мировое соглашение.

Также утверждается кандидатура арбитражного управляющего, который будет руководить следующей процедурой, создается комитет кредиторов, выбирается реестродержатель. Эти вопросы решаются путем ания.
Далее рассмотрим три процедуры, которые могут быть введены после процедуры наблюдения.

Это внешнее управление, финансовое оздоровление и конкурсное производство. Первые две процедуры схожи, поскольку обе направлены на восстановление платежеспособности должника и являются альтернативой конкурсному производству, которое обычно заканчивается ликвидацией предприятия.

Процедура банкротства – Финансовое оздоровление

Финансовое оздоровление имеет две важных особенности.
Во-первых, организация продолжает свою хозяйственную деятельность, участники (учредители) должника сохраняют относительный контроль над компанией, несмотря на введенную в отношении нее процедуру банкротства. Органы управления должником обычно остаются прежними.

Хотя есть некоторые ограничения: например, должник не имеет права без согласия комитета кредиторов принимать решение о реорганизации. Без согласия административного управляющего организация не имеет права заключать сделки, которые связаны с отчуждением имущества должника (кроме имущества, изготовление и реализация которого является целью ее деятельности).

Во-вторых, при финансовом оздоровлении суд, вынося определение о введении финансового оздоровления, утверждает план погашения задолженности перед кредиторами, а также устанавливает срок финансового оздоровления.

Данная процедура банкротства вводится на срок не более двух лет, и в случае, если требования по-прежнему не удовлетворены, то собрание кредиторов обращается с ходатайством в арбитражный суд о введении внешнего управления, либо конкурсного производства.

Процедура банкротства – Внешнее управление

Что касается внешнего управления, то здесь, в отличие от процедуры финансового оздоровления, отстраняются генеральный директор и другие органы управления должником, обязанность по руководству организацией возлагается на внешнего управляющего.

Важной особенностью внешнего управления является установление моратория на удовлетворение требований кредиторов, которые возникли до его введения, что позволяет должнику отсрочить осуществление выплат.

Благодаря этой мере увеличивается вероятность того, что у компании-должника будет достаточно времени для восстановления своего финансового благополучия.
Помимо этого, в рамках данной процедуры составляется план внешнего управления, в котором предусмотрены меры для устранения несостоятельности.

Эти меры могут быть различны: закрытие убыточных производств, продажа имущества должника, перепрофилирование деятельности организации, уступка прав требования и др. Данная процедура вводится на 18 месяцев и может быть продлена судом на срок до полугода.

Конкурсное производство – завершающая стадия банкротства

В случае, если задолженность перед кредиторами устранить не удалось в рамках описанных выше процедур, вводится завершающая фаза процедуры банкротства – конкурсное производство. С момента введения этой процедуры должник считается банкротом.

Цель данной процедуры – ликвидация должника и соразмерное удовлетворение требований кредиторов за счет реализации имущества компании – банкрота. Конкурсное производство осуществляется конкурсным управляющим, и вводится на срок в шесть месяцев (может быть продлено по ходатайству лица, участвующего в деле).

Одной из главной задач конкурсного управляющего является полная инвентаризация и оценка стоимости имущества должника. Это имущество образовывает конкурсную массу, из которой соразмерно удовлетворяются требования кредиторов, что отмечается в отчете конкурсного управляющего.

На основании этого отчета, после удовлетворения всех требований (насколько это было возможно в рамках имевшейся конкурсной массы) арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства.

Конкурсный управляющий направляет данное определение в органы, осуществляющие государственную регистрацию, которые вносят запись о ликвидации данного юридического лица в единый государственный реестр юридических лиц.

В рамках конкурсного производства управляющий при наличии оснований подает заявление об оспаривании сделок должника и о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности.

Образец заявления об оспаривании сделок

Образец заявления об оспаривании сделок2

Образец заявления об оспаривании сделок3

Образец заявления о привлечении к субсидиарной ответственности

Образец заявления о привлечении к субсидиарной ответственности2

Стоит отметить, что конкурсное производство является крайней мерой взыскания задолженности, поскольку велика вероятность, что требования кредиторов не смогут быть удовлетворены в полном объеме в рамках сформированной из имущества должника конкурсной массы.

Таким образом, мы видим, что законодательством предусмотрены несколько сценариев развития процедуры банкротства должника – от полной финансовой «реабилитации» до ликвидации бизнеса и даже уголовной ответственности учредителей.

Процедуры финансового оздоровления и внешнего управления дают шанс организации привести свою деятельность в порядок, восстановить свое финансовое положение. Это также выгодно и кредиторам, поскольку появляется вероятность, что должник сможет полностью расплатиться по своим обязательствам, пусть даже и в несколько другой форме.

Если же восстановить платежеспособность должника не получится, закон гарантирует защиту интересов кредиторов, предоставляя возможность для принудительной ликвидации должника и взыскания задолженности (или части задолженности) за счет его имущества.

Таким образом, закон защищает и интересы должника, освобождая его от пожизненного «долгового рабства» и исключая парализацию хозяйственной деятельности должника одним кредитором с целью заставить должника исполнить перед ним свои обязательства.

Источник: https://jurist-arbitr.ru/bankrot/procedura-bankrotstva-predpriyatiya-etapy-sroki-i-celi-procedury-bankrotstva/

Правовед
Добавить комментарий