Судебно-психологическая экспертиза детско-родительских отношений

Психологическая экспертиза детско-родительских отношений

Судебно-психологическая экспертиза детско-родительских отношений

       Психологическая экспертиза детско-родительских отношений, детей и родителей возникает в ходе судебных и иных правовых споров, в ходе которых решается судьба детей.

   Данные споры касаются  определения места жительства ребенка, решения вопроса о частоте встреч с родителем или опекуном, а также решения вопроса о лишении кого-либо из родителей  родительских прав. 

Экспертиза ребенка и детско-родительских отношений – что говорит закон?

           В соответствии с п.3 ст.65 Семейного Кодекса Российской Федерации ” Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей.

   При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей.

         При этом суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое).

   Экспертиза детско-родительских отношений, детей и родителей, позволяет выделить и описать указанные юридически значимые психологические факторы понятным для суда и сторон языком.

          По требованию родителей (одного из них) в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, и с учетом требований абзаца второго настоящего пункта суд с обязательным участием органа опеки и попечительства вправе определить место жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства.”

     В соответствии с ст.24 Семейного Кодекса РФ ” При расторжении брака в судебном порядке супруги могут представить на рассмотрение суда соглашение о том, с кем из них будут проживать несовершеннолетние дети, о порядке выплаты средств на содержание детей и (или) нетрудоспособного нуждающегося супруга, о размерах этих средств либо о разделе общего имущества супругов.

   В случае, если отсутствует соглашение между супругами по вопросам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также в случае, если установлено, что данное соглашение нарушает интересы детей или одного из супругов, суд обязан:

определить, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети после развода;

определить, с кого из родителей и в каких размерах взыскиваются алименты на их детей; по требованию супругов (одного из них) произвести раздел имущества, находящегося в их совместной собственности;

по требованию супруга, имеющего право на получение содержания от другого супруга, определить размер этого содержания.”

Для чего проводится экспертиза ребенка и детско-родительских отношений?

     Чаще всего психологическая экспертиза ребенка и детско-родительских отношений направлена на установление степени привязанности ребенка к отцу или матери, а также психологической совместимости ребенка (детей) с родителями и лицами их замещающими.

 Исследование психологом ребенка, родителей, детско-родительских отношений в ходе судебной психологической экспертизы направлено на установление значимых психологических и психолого-социальных обстоятельств и факторов межличностного взаимодействия в системе “родитель-ребенок-родитель”.    Это необходимо в случаях, когда следствию или суду необходимо дать правовую оценку отношений между родителями ребенка.   Также экспертиза ребенка проводится для оценки отношений между ребенком и конкретным родителем. Это обязательно, в том числе – в ситуации развода и раздельного проживания родителей, или лиц их замещающих (опекунов, усыновителей).

Судебная психологическая экспертиза ребенка и детско-родительских отношений может ответить на следующие вопросы:

-Благоприятен ли для воспитания и развития ребенка микроклимат в семье? -Имеются ли с психологической точки зрения у матери или отца обстоятельства, препятствующие их общению с ребенком?

-К кому из родителей ребенок привязан больше?

-Как часто ребенок хотел бы общаться с матерью в случае проживания в семье отца?

-Как часто ребенок хотел бы общаться с отцом в случае проживания в семье матери?

-Какие имеются объективные конфликты между родителями ребенка? Каково восприятие ребенком данных конфликтов?

-Каков уровень тревожности ребенка?

-Каково возможное негативное влияние индивидуально-психологических особенностей каждого из родителей на психологическое состояние и особенности психического развития ребёнка?

-Каково действительное отношение матери и отца к ребёнку?

-Каково действительное отношение ребёнка к каждому из родителей?

-Каково отношение несовершеннолетнего к родителям вместе и к каждому в отдельности, к кому из родителей ребенок привязан в большей степени, чем это характеризуется?

-Каково реальное психологическое отношение ребенка к другим членам семьи (бабушкам, дедушкам и другим родственникам)?

-Каково реальное психологическое отношение ребенка к мачехе?

-Каково реальное психологическое отношение ребенка к отчему?

-Каковы индивидуально-психологические особенности обоих родителей и их влияние на состояние ребёнка и особенности его психического развития?

-Каковы индивидуально-психологические особенности ребёнка?

-Какой из вариантов проживания ребенка с родителями причинит наименьший ущерб детской психике?

-Кто из родителей имеет для ребенка наибольший авторитет, влияние?

-Разрыв с кем из родителей для ребенка может быть причиной наиболее сильной психологической травмы?

-Самостоятельно ли или под влиянием третьих лиц у ребенка сформировалось желание проживать с матерью (отцом)?

-Соответствует ли уровень психического развития ребенка возрастным нормам?

                Что такое экспертиза ребенка дополнительно можно прочесть здесь.            Представленный выше перечень вопросов не является исчерпывающим. Вопросы на рассмотрение судебной психологической экспертизы детско-родительских отношений должны подбираться в каждом случае индивидуально в соответствии с требованиями Семейного Кодекса Российской Федерации, исходя исключительно из потребности в специальных психологических познания дознания, следствия и суда.

           Как правильно поставить вопросы на разрешение судебной психологической экспертизы детско-родительских отношений?

         Для того, чтобы четко понимать для чего суду нужна судебная психологическая экспертиза данного вида необходимо подробно ознакомиться с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.05.

1998 №10 “О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей”.

В данном документе Пленум верховного Суда четко определяет юридические приоритеты судебного разбирательства по делам связанным с разводами и определением места жительства ребенка, его прав, прав разводящихся супругов.  

Источник: https://www.psy-expert.ru/%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D1%8D%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%B0-%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0/

Экспертиза детско-родительских отношений

Судебно-психологическая экспертиза детско-родительских отношений

Экспертиза детско-родительских отношений (судебная экспертиза детско-родительских отношений, психологическая экспертиза детско-родительских отношений) – это один из видов детских психологических экспертиз либо комплексных детских психолого-психиатрических экспертиз, при проведении которых, эксперты определяют взаимоотношения между ребенком и родителями (опекунами), отношение ребенка к каждому из родителей, устанавливается факт психологического или физического воздействия родителей на ребенка, с целью определения дальнейшего проживания и порядка общения каждого из родителей с ребенком.

Проведение экспертизы детско-родительских отношений, также, как проведение других психологических экспертиз детей, и проведение психологических экспертиз в целом, является одним из основных экспертных направлений деятельности нашего Центра.

При проведении экспертизы детско-родительских отношений определяется психологический внутрисемейный микроклимат, отношение ребенка к каждому из родителей, определяется негативное либо положительное влияние психологического воздействия на ребенка со стороны родителей, устанавливаются последствия психического воздействия на ребенка со стороны родителей либо опекунов.

На основании проведенной судебной экспертизы детско-родительских отношений, судами определяется порядок общения родителей с ребенком и место проживания ребенка (судебная экспертиза при определении места жительства ребенка).

Независимая экспертиза детско-родительских отношений может проводиться как в рамках психологической экспертизы детско-родительских отношений экспертами-психологами, так и в рамках комплексной экспертизы детско-родительских отношений экспертами-психологами совместно с экспертами-психиатрами. 

 Стоимость экспертизы детско-родительских отношений Вы можете узнать ниже,

либо в соответствующем разделе – Стоимость экспертизы детско-родительских отношений.

 Вопросы экспертизы детско-родительских отношений Вы можете узнать ниже,

либо в соответствующем разделе – Вопросы для экспертизы детско-родительских отношений.

Процессуальные виды экспертиз детско-родительских отношений:

Также как и другие виды экспертиз, психологическая экспертиза детско-родительских отношений, процессуально, может быть:

  • досудебной (внесудебная), т.е. проводится на основании запроса физических и юридических лиц, либо адвокатов, с последующим составлением заключения специалиста;
  • судебной, т.е. назначается и проводится по определению суда, постановлению следователя либо дознавателя, с последующим составлением заключения эксперта (судебная экспертиза детско-родительских отношений, экспертиза детско-родительских отношений для суда, судебно-психологическая экспертиза детско-родительских отношений, психологическая экспертиза ребенка для суда).

Цели и задачи независимой экспертизы детско-родительских отношений:

  • психологическая экспертиза ребенка по отношению к отцу;
  • психологическая экспертиза ребенка по отношению к матери;
  • психологическая экспертиза ребенка по отношению к другим близким родственникам;
  • психологическая экспертиза ребенка по отношению к опекунам;
  • психологическая экспертиза совместимости детей с родителями;
  • определение негативного влияния на ребенка одного из родителей;
  • экспертиза детско-родительских отношений, с целью определения порядка общения родителей с ребенком после развода;
  • экспертиза детско-родительских отношений при лишении одного из родителей родительских прав;
  • психологическая экспертиза детей подвергшихся жестокому обращению, т.е. установление у ребенка психопатологии вызванной физическим (избиение, изнасилование) либо психическим воздействием;
  • комплексная психолого-психиатрическая экспертиза детско-родительских отношений;
  • оценка объективности и научной обоснованности ранее проведенных экспертиз детско-родительских отношений;
  • рецензирование проведенных психологических и комплексных психолого-психиатрических экспертиз детско-родительских отношений;
  • другие виды психологических экспертиз детей и комплексных детских психолого-психиатрических экспертиз и исследований.

Вопросы для экспертизы детско-родительских отношений:

Ориентировочные вопросы, которые можно указывать или ходатайствовать перед судом при проведении экспертизы детско-родительских отношений:

  • Каковы индивидуально-психологические особенности матери (Ф.И.О., дата рождения)?
  • Каковы индивидуально-психологические особенности отца (Ф.И.О., дата рождения)?
  • Каково отношение ребенка (Ф.И.О., дата рождения ребенка) к отцу (Ф.И.О., дата рождения отца)?
  • Каково отношение ребенка (Ф.И.О., дата рождения ребенка) к матери (Ф.И.О., дата рождения матери)?
  • Каково эмоционально-психологическое состояние несовершеннолетней(его) (Ф.И.О., дата рождения ребенка)?
  • Имеются ли признаки отрицательного психологического воздействия на ребенка (Ф.И.О., дата рождения) со стороны одного из родителей? Если да, то в чем они выражаются, и какие могут быть последствия для ребенка?
  • Каков уровень психологического комфорта в семье?
  • Учитывая эмоционально-психологическое состояние несовершеннолетней(его) (Ф.И.О., дата рождения ребенка), какой рекомендован порядок общения с отцом/матерью (Ф.И.О., дата рождения)?

В каких случаях назначается и проводится независимая экспертиза детско-родительских отношений:

Экспертиза детско-родительских отношений, в последнее время, получила широкое распространение при бракоразводных процессах (экспертиза ребенка при разводе), когда необходимо определение нахождения ребенка с одним из родителей, либо необходимо определение порядка общения родителей с ребенком.

Данный вид экспертиз определяет и устанавливает психологический микроклимат в семье, определяет как отношение ребенка к родителям, так и отношение каждого из родителей к ребенку.

При проведении судебной экспертизы детско-родительских отношений, возможно установление негативного психологического воздействия и последствий данного воздействия на ребенка одним из родителей, возможно определение психологической привязанности ребенка к матери или отцу.

Нередко, при выявлении у ребенка последствий психотравмы в результате физического либо психологического воздействия со стороны матери либо отца, при проведении экспертизы ребенка приходится прибегать к помощи врачей клинических специальностей, например, к помощи врача-невролога. В таких случаях привлечение врача-невролога является обязательным, т.к.

именно невролог совместно с экспертом-психологом, поможет профессионально установить причинно-следственную связь между негативным воздействием на ребенка и наличием последствий такого воздействия (например, развитие энуреза у ребенка, невроза, заикания и т.д.). Разрешение этих и других вопросов, возможно при проведении экспертизы детско-родительских отношений.

Наш Центр проводит все виды экспертиз детско-родительских отношений!

Ходатайствуя в суде о проведении психологической экспертизы детско-родительских отношений в нашем Центре, Вы можете рассчитывать на полноту и объективность исследований, независимость и беспристрастность наших экспертов и специалистов, высокий уровень и качество выполненной работы.

Особенность нашего экспертного Центра, является то, что в Центре имеются не просто психологи, а эксперты-психологи, имеющие следующие специализации и последипломные подготовки: “Судебная психология”, “Юридическая психология”, “Медицинская (клиническая) психология” и другие виды специальных профессиональных психологических подготовок.

Обратите внимание! Перед ходатайством в суде о проведении и назначении экспертизы детско-родительских отношений в нашем Центре, обратитесь к нам в центральный офис за Информационным письмом, где мы укажем сроки исполнения и цену экспертизы детско-родительских отношений для суда.

Подробно ознакомиться с условиями проведения психологической экспертизы детско-родительских отношений в нашем Центре, узнать стоимость и цену судебной экспертизы ребенка и родителей, получить письменную или устную консультацию, заказать психологическую экспертизу ребенка или провести рецензию экспертизы детско-родительских отношений, Вы можете по телефонам:

Контактные телефоны:

Источник: https://www.sudkrim.ru/index.php/ekspertiza-detsko-roditelskikh-otnoshenij

Поставить вопросы для экспертизы детей. Центр специальны

Судебно-психологическая экспертиза детско-родительских отношений

Важно!

Представленные здесь вопросы психологу для суда примерные. Для корректного экспертного исследования требуется перед постановкой вопросов консультация судебного психолога!

Он изучит ситуацию и поставит правильные вопросы экспертам для экспертизы детей и родителей.

Вопросы для экспертизы ребёнка

– Каковы индивидуально-психологические особенности ребёнка?

– К кому из родителей ребёнок ощущает психологическую привязанность в большей степени?

– С какой периодичностью ребёнок изъявляет желание общаться с матерью в случае проживания в семье отца?

– С какой периодичностью ребёнок изъявляет желание общаться с отцом в случае проживания в семье матери?

– Известно ли ребёнку о наличии конфликтов между родителями? Каково восприятие ребёнком данных конфликтов?

– Каков уровень тревожности ребёнка? Если высокий, какими психологическими факторами или обстоятельствами это обусловлено?

– Каково действительное отношение ребёнка к каждому из родителей?

– Каково отношение несовершеннолетнего к родителям вместе и к каждому в отдельности, к кому из родителей ребёнок испытывает психологическую и эмоциональную привязанность в большей степени? Какими психологическими обстоятельствами это характеризуется?

– Каково реальное психологическое отношение ребёнка к остальным членам семьи (бабушкам, дедушкам и другим родственникам)?

– Каково реальное психологическое отношение ребёнка к мачехе?

– Каково реальное психологическое отношение ребёнка к отчиму?

– Какой из вариантов проживания ребёнка с родителями причинит наименьший ущерб детской психике?

– Кто из родителей имеет для ребёнка наибольший авторитет, влияние?

– Разрыв с кем из родителей для ребёнка может быть причиной наиболее сильной психологической травмы?

– Самостоятельно ли или под влиянием третьих лиц у ребёнка сформировалось желание проживать с матерью (отцом)?

– Соответствует ли уровень психического  развития ребёнка возрастным нормам?

– Выявляются ли у несовершеннолетнего признаки повышенной внушаемости?

Вопросы для экспертизы родителей

– Имеются ли с психологической точки зрения у матери психологические особенности или обстоятельства, препятствующие её общению с ребёнком?

– Имеются ли с психологической точки зрения у отца психологические особенности или обстоятельства, препятствующие его общению с ребёнком?

– Каково возможное негативное влияние индивидуально-психологических особенностей отца на психологическое состояние и особенности психического развития ребёнка?

– Каково возможное негативное влияние индивидуально-психологических особенностей матери на психологическое состояние и особенности психического развития ребёнка?

– Каково действительное психологическое отношение матери к ребёнку?

– Каково действительное психологическое отношение отца к ребёнку?

– Каковы индивидуально-психологические особенности матери и их влияние на состояние ребёнка и особенности его психического развития?

– Каковы индивидуально-психологические особенности отца и их влияние на состояние ребёнка и особенности его психического развития?

– Благоприятен ли для воспитания и развития ребёнка микроклимат в семье отца?

– Благоприятен ли для воспитания и развития ребёнка микроклимат в семье матери?

– Благоприятен ли для воспитания и развития ребёнка микроклимат в семье опекуна?

– Имеются ли у отца психологические признаки повышенной агрессивности и склонности к импульсивному агрессивному поведению?

– Имеются ли у матери психологические признаки повышенной агрессивности и склонности к импульсивному агрессивному поведению?

– Имеются ли у отца признаки умственной неполноценности, могущей препятствовать ему в полной мере осуществлять обязанности по воспитанию и содержанию несовершеннолетнего ребёнка?

– Имеются ли у матери признаки умственной неполноценности, могущей препятствовать ей в полной мере осуществлять обязанности по воспитанию и содержанию несовершеннолетнего ребёнка?

          Следует помнить, что каждое конкретное гражданское дело по определению места жительства ребенка и порядка встреч с отдельно проживающим родителем требует индивидуального подхода.

   Поэтому перед назначением экспертизы для того, чтобы поставить вопросы психологу следует обратиться к специалисту, профессионально занимающемуся вопросами судебной экспертизы детско-родительских отношений.

          Вопросы эксперту наш специалист может Вам поставить в дистанционном режиме. Если это не потребует изучения материалов дела – специалист их Вам подскажет бесплатно.

        Если ситуация сложная и необходимо будет потратить время на вникание в ситуацию и изучение исковых требований, то данная услуга платная. Ее стоимость составит 5000 рублей.      

    Консультация по постановке вопросов для суда может пройти очно, в офисе экспертного центра. Также данная работа может быть выполнена дистанционно, с применением каналов связи интернет. 

Постановку вопросов эксперту можно заказать нам по телефону 8 (495)-118-31-03

        Постановка вопросов для психологической экспертизы ребенка с изучением материалов дела осуществляется после полной предоплаты и высылки на электронную почту v@psy-expert.ru первичных материалов правового разбирательства. Аналогичная ситуация если заказчику необходимы вопросы для психологической экспертизы родителей.

       В этом случае эксперт подготовит вопросы в письменном виде. Потом вышлет заказчику их электронной почтой. После чего проведет консультацию по телефону.

   В ходе консультации будут прокомментированы поставленные вопросы экспертам. Будет объяснены их смысл и целесообразность.

   Необходимость в постановке вопросов обусловлена самой законом и самой структурой Заключения эксперта, которое составляется по итогам экспертизы. В соответствии с ст. 25 Федерального закона РФ №73-ФЗ “О ГСЭД”  Заключение эксперта должно содержать “вопросы”, вынесенные для разрешения экспертизы и “выводы” по поставленным вопросам. 

    исследований излагается в исследовательской части. Выводы представляют основную ценность для принятия судом объективного решения по гражданскому делу.

Источник: https://www.expertiza-rebenka.com/page4

Кто может проводить экспертизу детско-родительских отношений?

  1. Эксперт (единолично). Экспертиза проводится одним специалистом в области психологии по запросу суда или по ходатайству любой из сторон. Ходатайствовать о назначении экспертизы может любое заинтересованное лицо или его представитель.
  2. Комиссия экспертов.

    К комиссионному исследованию прибегают в сложных случаях, когда необходимы мнения различных специалистов из смежных областей. Например, психолога и социолога. Зачастую комиссия экспертов формируется в результате встречных ходатайств о проведении исследования.

    Если на исследовании настаивают оба родителя, или родители и третьи лица, то эксперты сторон могут работать комиссионно. При согласии экспертов оформляется общее экспертное заключение. В случае, когда мнения экспертов разделяются, оформляется несколько экспертных заключений. Как правило, для каждого отличающегося мнения составляется отдельное заключение.

  3. Эксперт или комиссия экспертов в составе комплексной экспертизы. Бывают случаи, когда помимо психолого-социальной экспертизы детско-родительских отношений назначают и другие виды экспертиз (психиатрическую, судебно-медицинскую и так далее). Тогда эксперт-психолог работает в сотрудничестве с другими специалистами, привлеченными к экспертизе.

    Комплексная экспертиза применяется в спорных ситуациях, касающихся воспитания психически или физически неполноценных детей, в случае обнаружения подмены детей, в случаях психиатрического освидетельствования родителей.

Перечень случаев, в которых прибегают к экспертизе детско-родительских отношений

  • При установлении, с кем из родителей ребенок должен остаться жить после развода родителей.
  • При возникновении вопроса о лишении одного из родителей родительских прав (также в случае лишения прав обоих родителей).
  • При определении, кем из третьих лиц будет воспитываться ребенок.
  • При требовании одного из родителей разрешения общения с ребенком.
  • При требовании одного из родителей ребенка запрета на контакт ребенка с другим родителем.
  • В случаях споров между приемными и биологическими родителями по поводу того, кем должен воспитываться ребенок.
  • В случаях намеренной или случайной подмены ребенка – наряду с генетической экспертизой.
  • При установлении уровня психологического и интеллектуального развития ребенка.
  • Если необходимо оценить состоятельность родителя (или родителей) в плане воспитания ребенка.
  • При решении вопроса о совместном проживании ребенка с родителем, который был лишен родительских прав.

Правовое обеспечение экспертизы детско-родительских отношений

В статье 31 Гражданского кодекса РФ говорится о том, что опека над несовершеннолетними гражданами осуществляется среди прочего также с воспитательными целями.

Опека над несовершеннолетними гражданами осуществляется в случае потери ребенком родителей, лишения родителей их прав на воспитание ребенка, в случаях уклонения родителей от своих обязанностей по воспитанию детей, а также защиты прав и интересов детей.

Статья 69 Семейного кодекса РФ устанавливает условия лишения граждан родительских прав в случае пренебрежения и злоупотребления родительскими правами, при жестоком обращении с детьми, при посягательстве на их половую неприкосновенность, при тяжелых формах болезни наркоманией или алкоголизмом, а также в случае совершения умышленного преступления, направленного против жизни или здоровья членов семьи.

Статья 71 Семейного кодекса РФ дает предписания по действиям, выполняемым после процедуры лишения родителей родительских прав. В том числе пункт 3 статьи 71 сообщает, что вопрос совместного проживания ребенка и родителя, лишенного родительских прав (или обоих родителей), решается строго в судебном порядке.

Вопросы, на которые отвечает эксперт в области экспертизы детско-родительских отношений

  1. Каково отношение ребенка к отцу (матери, воспитателю)?
  2. Какова степень привязанности ребенка к отцу (матери, воспитателю)?
  3. Как можно охарактеризовать отношение отца, матери или воспитателя к ребенку (холодное и безразличное, теплое эмоциональное, заботливое и пр.

    )?

  4. Какими личностными качествами обладает отец (мать, воспитатель) ребенка?
  5. Какова основная характеристика личности родителя?
  6. Каков уровень психологического развития ребенка?
  7. Какой уровень социальной адаптации демонстрирует ребенок?
  8. Как ребенок относится к отцу (матери, воспитателю)?
  9. Усвоены ли ребенком основные нормы поведения, характерные для его возраста?
  10. Соответствует ли интеллектуальное развитие ребенка его календарному возрасту?
  11. Соответствуют ли друг другу календарный и психологический возраст ребенка?
  12. Что можно сказать о развитии личностных качеств ребенка?
  13. Состоятелен ли отец (мать, воспитатель) в качестве воспитателя ребенка?
  14. Что можно сказать об уровне психологического комфорта в семье?
  15. Какова разница между декларируемым и реальным отношением родителя к ребенку?
  16. Совпадает ли заявленное ребенком намерение жить с отцом (матерью, воспитателем) и истинные желания ребенка?
  17. Есть ли факторы во внутрисемейных отношениях, из-за которых ребенок находится в состоянии страха (подавленности, угнетенности)?
  18. Существуют ли признаки психологического давления на ребенка?
  19. Существуют ли признаки психологического давления одного родителя по отношению к другому, которые негативно отражаются на состоянии ребенка?
  20. Страдает ли психологический комфорт ребенка от внутрисемейных конфликтов?

ВАЖНО

Список предлагаемых вопросов не является исчерпывающим. При возникновении других вопросов целесообразно до назначения экспертизы обратиться за консультацией к эксперту.

Источник: https://sudexpa.ru/expertises/ekspertiza-detsko-roditelskikh-otnoshenii/

Экспертиза детско-родительских отношений в НИЦ Столичный эксперт

Судебно-психологическая экспертиза детско-родительских отношений

Экспертиза детско-родительских отношений на сегодняшний день довольно популярна. Она определяет особенности семейных отношений между родителями и детьми.

В первую очередь, востребованность этого вида экспертизы вызвана увеличивающимся с каждым днём количеством дел в суде, которые касаются будущего ребёнка. Это могут быть вопросы решающие, кем будет воспитываться ребёнок, и с кем он будет проживать. Примером может быть развод родителей.

В последние годы, государственные структуры начали осознавать, что при решении судьбы детей нельзя исходить только из юридических или материальных посылов. Поэтому органы начали задумывать о максимальной защите детей и их интересов.

Очень трудно выяснить реальную ситуацию в семейных отношениях, проводя опросы детей. Как правило, дети слушаются родителей безусловно и чаще всего отвечают на все вопросы, как их научили.

А ведь могут быть такие случаи, когда ребёнок запуган и боится сказать правду.

К экспертизе детско-родительских отношений обращаются, чтобы узнать существующую ситуацию и атмосферу в семье. Когда необходимо понять, с кем из родителей ребёнку комфортнее и безопаснее, с кем у него сложились самые доверительные отношения.

Такую экспертизу проводит эксперт в области детской и семейной психологии. Поскольку закон не устанавливает каких-то особых правил в выборе психолога, выбор широк.

Единственно – запрещено привлекать семейного психолога, если таковой имеется. Поскольку он уже вовлечён в отношения внутри семьи и может иметь предвзятое отношение к конкретной ситуации.

Таким образом, его оценка не может приниматься во внимание при проведении исследования.

При анализе детско-родительских отношений принято применять стандартные методы диагностики:

  • Беседа со всеми участниками ситуации.
  • Опрос всех лиц, имеющих отношение к исследованию.
  • Тест, как родителей, так и ребёнка (детей).
  • Проективные методики.
  • Творческие задания.

При проведении экспертизы, применяются специальные методики, которые позволяют определить истинные отношения внутри семьи. Производится двухстороннее исследование, с одной стороны родителей и их отношения к своему ребёнку, с другой стороны – ребёнка и его взаимоотношения с родителями.

В ходе исследования, специалист чётко понимает картину и может видеть всю ситуацию.

Для определения отношения родителей к своему ребёнку применяются проективные и творческие методики. Например:

  • Сочинение родителя. Родители описывают свои взгляды на систему воспитания, семью и своего ребёнка. Методика очень эффективна, но требует серьёзных интеллектуальных усилий от испытуемых.
  • Закончи предложение – очень информативная методика, которая основана на завершении поставленных фраз.

    Например: “Мне нравится, когда мой ребёнок…”, и подобных.

Успешность таких методик заключается в том, что человека ставят в рамки, которые ограничивают его.

Таким образом, необходимость отойти от собственных установок и заготовленных ответов, провоцирует реагировать настоящими эмоциями и отвечать более правдиво.

Для определения отношения ребёнка к своим родителям:

  • Рисунок семьи.
  • Сказкотерапия.
  • Закончи предложение и другие.

Такие методики имеют явные признаки, которые позволяют специалисту определить отношение ребёнка к своим родителям.

При проведении этих методик очень велик риск неверной трактовки результатов, поэтому самое важное – точное следование процедуре проведения подобных исследований.

Например, при проведении теста “Рисунок семьи” обязательны такие правила:

  • Очень чёткая постановка задания
  • Обратная связь с ребёнком, что он полностью понял задание.
  • Фиксация поведения ребёнка при выполнении теста. Его мимика, жесты, позы и общее поведение.
  • Фиксация комментариев ребёнка при прохождении теста.
  • Уточняющие вопросы после выполненного задания.
  • Беседа по итогам завершённой работы.

При проведении любых методик установлены строгие правила проверки их результатов.

Ведь именно от этого зачастую зависит судьба маленького человека.

Вот круг вопросов, которые обычно исследуются специалистом в ходе экспертизы:

  1. Доскональное исследование личности родителей.
  2. Состояние психологического развития ребенка.
  3. Социальная адаптация ребёнка, как он относится к нормам поведения, моральным и иным принципам.
  4. Присутствует ли социальная дезадаптация у ребёнка или родителей.
  5. Насколько ребёнок привязан к своим родителям.
  6. Психологическая и социальная возможность родителей для создания самых удобных условий для воспитания и жизни своего ребёнка.

Экспертиза детско-родительских отношений проводится, как правило, в спокойной, непринуждённой обстановке.

Комфортная среда очень важна, особенно для детей – чтобы не было лишних страхов и психологических зажимов.

КТО МОЖЕТ ПРОВОДИТЬ ЭКСПЕРТИЗУ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ?

  1. Эксперт. Запрос на экспертизу может подать любое лицо или его представитель, а также суд. Экспертиза может быть проведена исключительно одним специалистом-психологом.
  2. Комиссия экспертов. Такой вариант возможен в особо сложных случаях, особенно при необходимости мнений специалистов из других областей.

    Комиссия экспертов может формироваться при подаче встречных ходатайств о назначении исследования. Эксперты могут сотрудничать в рамках комиссии, если запрос на исследование направлен от нескольких сторон. Возможно общее заключение – когда эксперты приходят к единому мнению. Если мнения экспертов разделились, заключения оформляются для каждого мнения отдельно.

  3. При комплексной экспертизе – эксперт или комиссия экспертов. Когда, кроме детско-родительской экспертизы, необходимо назначить и другие исследования, психолог сотрудничает с другими специалистами. Комплексная экспертиза предназначена для поиска ответа в различных спорных ситуациях. Это могут быть вопросы воспитания неполноценных детей.

    Кроме того, при проверке родителей на психическую вменяемость, при подмене детей.

ПЕРЕЧЕНЬ СЛУЧАЕВ, В КОТОРЫХ ПРИБЕГАЮТ К ЭКСПЕРТИЗЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

  • В случаях развода, с кем из родителей остаётся жить ребёнок.
  • В ситуации лишения родительских прав.
  • В случаях определения воспитания ребёнка третьими лицами.
  • В случаях требования запрета контактов с одним из родителей.
  • В случае требования одним из родителей права общаться со своим ребёнком.

  • В спорных ситуациях по поводу воспитания ребёнка приёмными или биологическими родителями.
  • При оценке возможности воспитания ребёнка родителями.
  • При генетической экспертизе или подмены ребёнка.
  • При определении интеллектуального или психологического развития ребенка.
  • При рассмотрении ситуации о совместном проживании с родителем, который ранее был лишён родительских прав.

В ней говориться, что опека над несовершеннолетними совершается в воспитательных целях, в случаях:

  • Потери ребёнком родителей.
  • Лишения родителей прав воспитания.
  • Уклонение от воспитания родителями.
  • Защита прав и интересов ребёнка.

Определяет такие условия лишения родительских прав:

  • Жестокое обращение с детьми.
  • Злоупотребление и пренебрежение родительскими правами.
  • Алкоголизм или наркомания родителей.
  • Опасность для здоровья или жизни ребёнка.
  • В случае посягательств в половой сфере.

Семейный кодекс, 71 статья

Даёт чёткие указания при лишении родительских прав. Также, ситуации совместного проживания в таких случаях рассматриваются только судом.

ВОПРОСЫ, НА КОТОРЫЕ ОТВЕЧАЕТ ЭКСПЕРТ В ОБЛАСТИ ЭКСПЕРТИЗЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

  1. Насколько хорошее отношение ребёнка к родителям или воспитателю?
  2. Определяет уровень привязанности ребенка к родителям.
  3. Определяет отношение матери, отца или воспитателя к ребенку (заботливое, безразличное, холодное и т.д.)
  4. Как ребёнок относится к родителям или воспитателю?
  5. Определяет уровень психологического развития ребенка.
  6. Какая социальная адаптация у ребёнка?
  7. Определяет развитие личностных качеств ребёнка.
  8. Усвоение норм поведения ребёнком, характерным для его возраста.
  9. Определяет уровень соответствия интеллектуального развития ребенка его возрасту.
  10. Соответствует ли календарный возраст ребёнка психологическому.
  11. Определяет качества личности родителей ребёнка.
  12. Какие основные характеристики личности каждого из родителей?
  13. В состоянии ли родители воспитывать ребёнка?
  14. Определяет уровень психологического комфорта в семье.
  15. Есть ли разница между показываемым и действительным отношением родителей к ребёнку?
  16. Проверка желания жить ребёнка с одним из родителей на правдивость.
  17. Определение, есть ли ситуации психологического давления на ребёнка.
  18. Определение, есть ли ситуации, из-за которых ребёнок может находиться в страхе.
  19. Определение, есть ли ситуации психологического давления одного родителя на другого, при которых страдает психика ребёнка.
  20. Насколько страдает психика ребёнка от внутрисемейных конфликтов?

По вопросам проведения и консультации экспертизы детско- родительских отношений,тел. +7(495)762-14-03, +7(917)548-15-88 (WhatsApp, Viber)

задайте свой вопрос или воспользуйтесь формой обратной связи ниже

Источник: https://mnk-expertiza.ru/psixologicheskaya-ekspertiza/ekspertiza-detsko-roditelskix-otnoshenij.html

Правовед
Добавить комментарий